gramota_001 gramota_002 gramota_000

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.55 (32 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какие варианты названий можно встретить у одной и той же клавиши фортепиано?

В статье «Знаки альтерации» (читать) рассмотрены названия этих знаков. В рамках этой статьи мы рассмотрим, как разные знаки альтерации могут служить для обозначения одного и того же звука.

Энгармонизм звуков

Любой звук может быть построен как повышением основной ноты (находящейся ниже на полутон), так и понижением основной ноты (находящейся выше на полутон).

Энгармонизм звуков

Рисунок 1. Чёрная клавиша находится между двумя белыми

Посмотрите на рисунок 1. Две стрелки указывают на одну и ту же чёрную клавишу, однако начала стрелок лежат на разных белых клавишах. Красная стрелка обозначает повышение звука, а синяя — понижение. Сходятся обе стрелки на одной и той же чёрной клавише.

В этом примере наша чёрная клавиша даёт звук:

  • Соль-диез, если рассматривать вариант с красной стрелкой;
  • Ля-бемоль, если рассматривать вариант с синей стрелкой.

На слух, а это важно, соль-диез и ля-бемоль звучат абсолютно одинаково, ведь это одна и та же клавиша. Вот такое равенство нот (т.е. когда они одинаковы по высоте, но имеют различные названия и обозначения) называют энгармонизмом звуков.

Если Вам не совсем понятно, настоятельно рекомендуем посмотреть статью «Знаки альтерации» (читать). Вы сможете послушать звуки, а также увидите наглядно, каким образом получаются названия для чёрных клавиш.


Итог

Энгармонизм звуков — термин, означающий то, что слышится одинаково, но записывается по-разному в зависимости от ситуации.

 

Ваше мнение