int_000 gramota_003 int_002

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.44 (57 Votes)

Редактор, корректор: Полина Полянская

Как наш слух находит «опору» в мелодии? Какие музыкальные термины можно использовать для объяснения этого ощущения?
Устойчивые звуки

Слушая музыкальное произведение, вы наверняка обращали внимание на то, что есть звуки, которые выделяются из общей массы — они как бы «основа» мелодии, точнее даже было бы сказать «опора» мелодии. Очень часто мелодия начинается с таких звуков, а заканчивается ими ещё чаще. Сразу предлагаем пример. Послушайте его и обратите внимание на последнюю ноту. Мы выделили её красным цветом. Ваша задача сейчас — услышать, что она действительно является «опорой» мелодии

У самовара я и моя Маша

 

Рисунок 1. Фрагмент мелодии "У самовара..."

 

Услышали? Правда создается ощущение, что это опора мелодии? Как точка в конце повести. Это и есть устойчивый звук.

Теперь чуть сложнее. Посмотрите на первую ноту второго такта. Она тоже является устойчивым звуком. Попробуйте это услышать.

Тоника

Среди устойчивых звуков один выделяется больше других. Его называют тоникой. В нашем примере из предыдущего параграфа красная нота — тоника.

Неустойчивые звуки

Опять возвращаемся к примеру выше. Ноты из предпоследнего такта как бы «падают» на нашу красную ноту — «опору». Вы можете это услышать. Такие звуки называются неустойчивыми.

Теперь послушаем первые два такта. Ноты первого такта как бы взлетают к первой ноте 2-го такта. И эти звуки тоже неустойчивые. Попробуйте это услышать.

Разрешение

В обоих примерах неустойчивые звуки «бегут» к своей опоре, стремятся к ней. Такой переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Говорят, что неустойчивый звук разрешается в устойчивый.


Итоги

Вы познакомились с тоникой, устойчивыми и неустойчивыми звуками, знаете о том, что неустойчивые звуки разрешаются в устойчивые.