1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.84 (29 Votes)

Редактор: Полина Полянская
Музыка: Евгений Тарутаев

Какие аккорды должны знать поклонники рока?

Power-аккорды довольно сильно распространены в рок-музыке, а «тяжёлая» музыка без них просто немыслима. Довольно сложно найти музыканта, играющего на электрогитаре и ни разу не опробовавшего power-аккорды.

Итак, давайте рассмотрим, что же такое power-аккорды. Для начала послушайте звуковой пример, чтобы было ясно, о чём речь:

Пример звучания power-аккордов

Пример звучания power-аккордов

Рисунок 1. Ритм партия звукового примера.

Что такое терцевая структура аккордов

Скорее всего, вы знакомы с мажорными и минорными трезвучиями, септаккордами (нонаккордами и т.д.). При описании этих аккордов всегда обращается внимание на то, что их звуки могут быть расположены по терциям. По терциям... Это важный момент. Аккорды, звуки которых могут быть расположены по терциям, называют аккордами терцевой структуры.

Структура power-аккорда

Power-аккорд может состоять из двух или трёх нот. Вообще, аккордом называют сочетание трёх или более звуков, а две ноты не составляют аккорда. И несмотря на это, power-аккорд вполне может состоять из двух нот. Эти две ноты составляют интервал квинту. Если быть более точным — чистую квинту (3.5 тона). Взгляните на рисунок:

Power аккорд E5

Рисунок 2. Power-аккорд из двух нот.

Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта.

Если аккорд состоит из трёх нот, то третья нота добавляется сверху так, чтобы между крайними звуками образовался интервал октава:

Power-аккорд из трёх нот:

Power аккорд E5

Рисунок 3. Power-аккорд из трёх нот.

Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта, а красной — октава.

Обратите внимание — power-аккорд не является аккордом терцевой структуры, поскольку две его ноты не могут быть расположены по терциям:

  • в случае аккорда из двух нот, между звуками — чистая квинта;
  • в случае аккорда из трёх нот, между нижним и средним звуками — чистая квинта, между средним и верхним звуками — чистая кварта, между крайними звуками — октава.
Обозначение power-аккорда

Обозначается power-аккорд цифрой 5. Связано это с тем, что основной интервал, составляющий аккорд (квинта), также обозначается цифрой 5. Примеры обозначений: G5, F#5, E5 и т.д. Как и в обозначениях других аккордов, буква перед цифрой обозначает основу аккорда.

Довольно часто power-аккорды называют «квинтаккордами». Говорят, что исполнитель играет «на квинтах». Опять же, название вытекает из образованного интервала.

Наклонение power-аккорда

Вспомните мажорное и минорное трезвучия: между крайними звуками образован интервал чистая квинта, а средний звук делит чистую квинту на две терции (большую и малую). Именно средний звук трезвучия задаёт наклонение: оно либо мажорное, либо минорное. У power-аккорда нет этого звука (можно сказать, что power-аккорд получен из трезвучия, у которого убрали средний звук), в результате чего наклонение аккорда не определено. Оно либо угадывается (подразумевается) в контексте произведения, либо отсутствующая нота может присутствовать в партии другого инструмента. Оба варианта представлены на рисунке ниже:

Наклонение power-аккорда

Рисунок 4. Наклонение power-аккорда.

Посмотрите на рисунок. Нижняя партия (а-ля ритм) содержит power-аккорды, верхняя — соло. В рамку синего цвета обведена первая доля, в красную рамку — вторая доля, в зелёную — третья и четвёртая доли.

Первая доля. На протяжении первой доли звучит power-аккорд А5, который состоит из двух нот: A и E. Верхняя партия (соло) содержит ноту C (обведена красным кружком). Она и определит наклонение, поскольку «» power-аккорд до минорного трезвучия (A-C-E). Если быть более точным, в данном случае нота С является аккордовым звуком (загляните в наш словарь).

Вторая доля. Здесь звучит аккорд Е5, который опять же не определяет наклонение. Однако в солирующей партии есть нота G# (обведена красным кружком), которая «» аккорд Е5 до мажорного трезвучия (E-G#-H). И в этом случае нота G# является аккордовым звуком.

Третья и четвёртая доли. Это концовка нашего музыкального фрагмента. Ритм партия содержит power-аккорд А5, состоящий из трёх нот, не определяющих наклонение. Солирующая партия берёт одну единственную ноту A, которая ни коим образом не определяет наклонения. Тут мы уже «додумываем» минор, поскольку наши уши только что слышали А5 с минорным наклонением на первой доле.

Если есть необходимость, в нашем словаре Вы можете посмотреть, что такое «Наклонение» подробнее.

Обращение power-аккорда

Поскольку power-аккорд состоит только из двух (различных) звуков, он имеет одно обращение. При переносе нижнего звука на октаву вверх, либо верхнего звука на октаву вниз, образуется интервал чистая кварта. Такой вид обращённого аккорда тоже используется в рок-музыке, но гораздо реже необращённого вида.
На рисунке ниже показаны оба способа получения обращения power-аккорда:

Обращение квинтаккорда

Рисунок 5. Обращение power-аккорда, вариант 1.

Вариант 1. Обращение, полученное путём переноса нижнего звука на одну октаву вверх. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Обращение power-аккорда

Рисунок 6. Обращение power-аккорда, вариант 2.

Вариант 2. Обращение, полученное путём переноса верхнего звука на одну октаву вниз. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Обращение power-аккорда (квинтаккорда) довольно часто называют квартаккордом (по названию образовавшегося интервала).

Обращение power-аккорда подчиняется правилам обращения интервалов. Вы можете ознакомиться с ними подробнее в статье «Обращение интервалов».

Применение power-аккорда

Обычно квинтаккорды играют на электрогитаре с использованием приборов дополнительной обработки звука: distortion или overdrive. В результате аккорд звучит насыщенно, плотно, мощно, напористо. Аккорд хорошо «читается», т.к. чистая квинта (и чистая кварта, полученная в результате обращения квинтаккорда) являются консонирующими интервалами (совершенный консонанс).

В рамках нашего сайта мы затрагиваем теорию музыки, поэтому мы не будем подробно останавливаться на способах и нюансах игры квинтаккордами. Заметим только, что обычно эти аккорды берут на «басовых» струнах (4-я струна, 5-я струна и 6-я струна), а остальные струны в игре не принимают участия. При взятии power-аккорда часто струны чуть-чуть приглушают ладонью правой руки, что сильно изменяет характер звука.

Итоги

Вы познакомились с популярными в рок-музыке power-аккордами.