Редактор, корректор: Полина Полянская
Как создать определенный ряд звуков, способный сделать музыку печальной, мрачной?
Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной статье мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.
Минорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие, называют минорным. Устойчивые звуки минорного лада также, как и мажорного, расположены по терциям. Только у мажорного лада сначала идёт большая терция, затем малая. А у минорного наоборот: сначала малая терция, затем большая. У обоих ладов крайние звуки расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. Приводим рисунок минорного трезвучия:
Рисунок 1. Пример минорного трезвучия
Минорный лад состоит из семи ступеней (как и мажорный). Гаммы минорного и мажорных ладов различаются последовательностью секунд (разные интервалы между ступенями). Порядок секунд минорной гаммы следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2. Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. Ниже приводим рисунок минорной гаммы (для простоты на примере изображён Ля-минор, поскольку он не имеет при ключе знаков альтерации):
Рисунок 2. Минорная гамма (ля минор)
Приводим схему, на которой обозначены тяготения неустойчивых звуков к устойчивым:
Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым
Далее всё по аналогии с мажором:
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Итоги
Вы познакомились с минорным ладом.