Редактор, корректор: Полина Полянская
Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.
Dal Segno
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака .
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
- фраза «D.S. al Fine» обозначает следующее: начать играть со знака до слова «Fine»;
- фраза «D.S. al Coda» обязывает вернуться к знаку и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (начать играть со знака ).
Coda
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды: .
Пример 1. Использование «D.S. al Fine».
Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак . С этого места нужно будет начать повтор.
Такт 2. Содержит фразу «Fine» — этим тактом произведение будет завершено (после повтора).
Такт 3. Содержит «D.S. al Fine». Указывает на необходимость начать повтор со знака и играть до указания «Fine».
Результат. Таким образом, такты по-очереди выстраиваются так: Такт № 1, Такт № 2, Такт № 3. Далее «D.S. al Fine» отправляет нас к знаку . Мы начинаем играть повтор: Такт № 1, затем Такт № 2. По указанию «Fine» мы останавливаемся. Всё.
Пример 2. «D.S. al Coda». Этот пример более запутан, чем предыдущий, поэтому мы рассмотрим его подробнее. Направление движения по партитуре обозначено стрелками:
- Стрелкой «» обозначен такт, который необходимо исполнить;
- Стрелкой «» обозначен такт, который мы только что сыграли;
- Стрелкой «» обозначено направление нашего движения (от знака к знаку), при котором мы ничего не играем — только «меняем позицию»;
- Стрелкой «» обозначен «след» нашей предыдущей смены позиции.
Сразу оговоримся, что в нашем примере удобнее использовать репризу (см. статью), но для изучения использования Segno и Coda мы репризу убрали и заменили её указанными выше знаками.
Итак, наш пример:
В каком порядке следует исполнять такты в данном примере? Давайте разберёмся.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S....») мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт № 1 так, как будто нет никаких знаков:
Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде ().
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):
...а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:
Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):
В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:
Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .
Итог
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.