gramota_001 gramota_002 gramota_000

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.45 (30 Votes)

Звуковые примеры: Евгений Тарутаев

Флажолет — название лёгкого, мягкого звука, получаемого на струнных инструментах. Приём игры, с помощью которого получается данный звук, также называют флажолетом. Предлагаем сразу послушать пример звучания нескольких флажолетов, чтобы было ясно, о чём пойдёт речь в данной статье:

Пример звучания натуральных флажолетов

Сначала — введение. Оно нужно для того, чтобы разговаривать «на одном языке». Если вы знаете, что такое «обертон» и знаете, где находится ладовая перегородка XII лада, можете смело переходить к разделу «Натуральный флажолет». Если ваши знания недостаточны, советуем ознакомиться с нашим введением.

Термины

Мы затрагиваем тему, актуальную для струнных инструментов. Все примеры и картинки будут на примере гитары. Для музыкантов, играющих на клавишных или других инструментах, поясним:

  • термином «лад» в данной статье обозначается место на грифе гитары, а не звукоряд;
  • термин «открытая струна» обозначает неприжатую к грифу струну.
Обертон

Флажолет является звуком-обертоном, поэтому вкратце рассмотрим, что такое обертон. Чтобы слово «колебания» не было абстрактным, возьмём гитару и дёрнем струну (в свойствах Вашего браузера должна быть разрешена анимация):

Колебания открытой струны

Колебания открытой струны

Рисунок 1. Колебания открытой струны

Движение струны, которое вы видите на рисунке с гитарой, называют колебанием струны. Звук, полученный в результате подобного колебания, называют основным тоном.

Теперь посмотрим, что такое обертоны:

Обертоны

Обертон

Рисунок 2. Основной тон и обертоны

  • Основной тон. Вы видите колебания, аналогичные колебаниям струны на рисунке с гитарой.
  • Первый обертон. Звучащее тело (струна) как бы разделено на две равные части. Обратите внимание: обе части принимают участие в колебании. Середина не колеблется. Частота колебаний первого обертона в 2 раза выше частоты колебаний основного тона. По этой причине первый обертон звучит на одну октаву выше основного тона.
  • Второй обертон. В колебании принимают участие три равные части. Второй обертон звучит выше основного тона на октаву и квинту.
  • Третий обертон. Звучащее тело как бы разделено на четыре равные части. Частота колебаний в 4 раза выше, чем частота колебаний основного тона. Звучит третий обертон на две октавы выше основного тона. И т.д..

Дёрнув струну, вы слышите звук основного тона (обертоны тоже присутствуют, но они гораздо тише). А флажолет представляет собой обертон, причём без основного тона. Колебание струны в этом случае будет именно таким, каким вы его видите на рисунке у обертонов. Как заставить струну колебаться таким образом? Скоро узнаем.

Отступление для начинающих

Исполняя флажолет, необходимо коснуться струны в точно указанном месте. Фраза «дотроньтесь до струны на XII ладу» многих начинающих сбивает с толку — в самом деле, где же именно надо дотронуться? Посмотрите на рисунок:

XII лад

Рисунок 3. Ладовая перегородка XII лада

Найдите на грифе XII лад (обозначен двумя точками). Слева и справа лада — вертикальные металлические ладовые перегородки. Ладовая перегородка XII лада находится ближе к корпусу гитары (обозначена красной линией), именно над ней и надо будет коснуться струны.

Всё, введение закончилось. Теперь — флажолеты.

Виды флажолетов

Флажолеты делятся на две основные группы: натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты получаются на открытых струнах, а искусственные — на прижатых к грифу. С точки зрения колебаний, различий в обоих видах флажолетов нет, а вот с точки зрения приёмов игры — разница большая. Натуральный флажолет получить проще.

Натуральный флажолет

Как вы помните, натуральный флажолет получается на открытых струнах. Давайте снова возьмём гитару и дёрнем струну:

Колебания открытой струны

Рисунок 4. Колебания открытой струны

А теперь попробуйте следующее: пальцем левой руки слегка дотроньтесь до струны точно над ладовой перегородкой XII лада (это середина струны). На струну не надо нажимать, нужно только дотронуться. Правой рукой дёрните струну. Сразу после этого снимите палец левой руки со струны. Если вы сделали всё правильно, то услышите натуральный флажолет. Струна будет колебаться следующим образом:

Натуральный флажолет на XII ладу

Рисунок 5. Натуральный флажолет на XII ладу

Узнаёте рисунок колебаний? Это первый обертон. Высота натурального флажолета, взятого на XII ладу, выше на одну октаву, чем высота звука открытой струны (основного тона).

В то же время звучание струны, прижатой на XII ладу, так же выше на одну октаву основного тона. Так в чём же разница между флажолетом на XII ладу и прижатой на этом же ладу струной? Ведь высота звука в обоих случаях одинакова! Сравните: вот такие колебания совершает струна, зажатая на XII ладу:

Колебания струны, зажатой на XII ладу

Рисунок 6. Колебания струны, прижатой на XII ладу

Видите разницу в рисунках колебаний? Рекомендуем сравнить на слух звучание флажолета с «обычным» звучанием струны. Хотя в обоих случаях высота звука одинакова, тембр звука (см. словарь) разный. Сила первого обертона у флажолета несравнимо выше, поскольку у флажолета попросту отсутствует звук основного тона. На слух флажолет очень хорошо отличим от «обычных» звуков инструмента.

Итак, флажолет, взятый на XII ладу, представляет собой первый обертон (без основного тона). А как насчёт второго обертона (без основного тона и первого обертона)? Читаем дальше.

Натуральный флажолет на VII ладу

Если взять флажолет на VII ладу, то струна будет разделена на три равных части. Колебания струны в этом случае представляют собой второй обертон, посмотрите на рисунок:

345 ex n7

Рисунок 7. Натрульный флажолет на VII ладу

Сравните звучание натурального влажолета на VII ладу и звучание струны, прижатой на том же VII ладу:

Колебания струны, прижатой на 7 ладу

Рисунок 8. Колебания струны, прижатой на VII ладу

Ладовая перегородка, над которой надо дотронуться до струны, на рисунке выделена чёрной вертикальной линией. Флажолет на VII ладу взять сложнее, чем на XII ладу. Звук такого флажолета не содержит ни основного тона, ни первого обертона.

Аналогичным способом можно получить и третий обертон (чтобы разделить струну на 4 равных части, надо дотронуться над V ладом). Однако все последующие флажолеты будут звучать заметно тише.

Нотная запись натуральных флажолетов

Чтобы не перегружать и так большую статью, мы вынесли нотную запись в раздел «Нотная запись флажолетов» данной статьи.

Искусственный флажолет

Искусственный флажолет отличается от натурального тем, что берётся струнах, прижатых к грифу (а не на открытых). Поэтому, с точки зрения техники игры, искусственный флажолет труднее натурального, потому что при исполнении натурального флажолета левая рука помогает правой, останавливая колебание струны лёгким касанием. А при исполнении искусственного флажолета, левая рука прижимает струну к грифу, поэтому помочь правой руке не может. В этом случае извлекать звук и касаться струны — привилегия правой руки.

По характеру колебаний искусственный флажолет ничем не отличается от натурального. Всё отличие только в способах исполнения флажолетов.

Давайте рассмотрим пример. Возьмём гитару, зажмём струну на V ладу и дёрнем её:

Колебание струны, прижатой на V ладу

Рисунок 9. Колебания струны, прижатой на V ладу

На рисунке чёрной вертикальной линией указано место, где прижата струна. Тип колебания «рабочей» части струны соответствует основному тону. Теперь возьмём флажолет на струне, прижатой на V ладу. Идея та же, что и с натуральным флажолетом — надо дотронуться до середины струны, чтобы «разделить» струну на две равные части. Чтобы определить место, являющееся серединой струны, надо к номеру зажатого лада прибавить 12. Т.е. в нашем случае серединой будет 5+12=17 лад.

Как взять искусственный флажолет? Левая рука прижимает струну на V ладу и не может помочь правой! Рассмотрим один из способов. Левой рукой прижмите струну на V ладу. Подушечкой указательного пальца правой руки слегка коснитесь струны над ладовой перегородкой XVII лада, а средним (или безымянным) пальцем правой руки извлеките звук (удобное направление движения пальца — снизу вверх). Сразу после этого снимите со струны указательный палец правой руки. Если сделали правильно, то вы услышите флажолет. Колебание струны будет следующим:

Искусственный флажолет

Искусственный Флажолет

Рисунок 10. Искусственный флажолет

Как видите, получили первый обертон без основного тона. По аналогии с натуральным флажолетом, можно «делить» струну не только пополам, но на 3 и более частей. Чем на большее количество частей разделили струну, тем тише будет звучать флажолет и тем сложнее его получить.

Искусственные флажолеты любимы соло-гитаристами, играющими на электрогитарах. Их аппаратура хорошо помогает усилить слабый сигнал флажолета, что расширяет возможности музыканта. Становится реальным взять флажолет делением струны на довольно большое количество частей. Если используются приборы, искажающие сигнал (overdrive, distortion и т.п.), то звук флажолета становится свистящим. Обычно на электрогитаре играют медиатором, поэтому и флажолет берут тоже медиатором. Сразу после того, как медиатор ударил по струне, большим пальцем правой руки касаются этой же струны, не выпуская медиатор. В результате получается флажолет (если, конечно, струна делится на ровное число частей). Какой частью большого пальца нужно коснуться струны? Экспериментируйте, как именно вам удобно.

Нотная запись искусственных флажолетов

Чтобы не перегружать статью, мы вынесли нотную запись всех рассмотренных флажолетов на отдельную страницу: «Нотная запись флажолетов».

Другие виды флажолетов

Основные виды флажолетов — это натуральные и искусственные. Остальные виды, как правило, просто указывают способ извлечения флажолета. Например:

  • Пальцевый флажолет. Это или натуральный, или искусственный флажолет, извлекаемый пальцами. Как видите, в названии флажолета просто указан способ звукоизвлечения.
  • Медиаторный флажолет (обозначается P.H.). Извлекается медиатором. Опять в названии указан способ. Стоит заметить, что если вы медиатором касаетесь струны, а извлекаете звук пальцем — то это уже пальцевый флажолет.
  • Полуфлажолет. Тут немного хитрее. Нужно коснуться струны настолько слабо, чтобы не погасить основной тон. Но с другой стороны, флажолет должен зазвучать. В результате у вас должно получиться 2 звука на одной струне.

И так далее. Видов флажолетов довольно много. Мы остановимся чуть подробнее на сложных флажолетах.

Сложные флажолеты

Если искусственные флажолеты дополнить аккомпанементом, то получатся сложные флажолеты. Правая рука гитариста одновременно ведёт аккомпанемент и извлекает флажолеты. Даже если требуется взять натуральный флажолет, он берётся как искусственный — правой рукой без помощи левой, поскольку левая рука занята.

Обозначение сложных флажолетов

В нотном письме при обозначении сложных флажолетов указывается:

  • извлекаемая нота (истинное звучание);
  • номер лада, на котором нужно дотронуться до струны указательным пальцем правой руки;
  • струну, на которой нота извлекается;
  • палец левой руки (не всегда);
  • надпись «Сложные флажолеты» (не всегда).

Приводим пример с использованием сложных флажолетов:

Сложные флажолеты

Сложные флажолеты

Рисунок 11. Сложные флажолеты

В первом такте оба флажолета берутся на открытых струнах. Но, поскольку левая рука занята (зажимает аккорд ми-мажор), флажолеты берутся правой рукой (как искусственные). Во втором такте берётся настоящий искусственный флажолет: левая рука прижимает третью струну ко II ладу, а правая рука извлекает искусственный флажолет на XIV ладу третьей струны и одновременно дёргает пятую струну.

Нотная запись натуральных флажолетов

В советских изданиях натуральные флажолеты обозначаются буквами "Фл.«,а в зарубежных «Harm» (harmonic) или «NH» (natural harmonic). Рядом с надписью может быть указан номер лада, на котором извлекается флажолет.

Головка ноты, обозначающей флажолет, обозначается ромбиком (ромбик для обозначения флажолета), но иногда бывают исключения и используется привычный овал. На нотном стане указывается истинное звучание натурального флажолета (а не высота открытой струны, на которой извлекается флажолет).

Запись натуральных флажолетов на XII ладу

Обозначение натуральных флажолетов на XII ладу

Рисунок 12. Пример записи натуральных флажолетов

В обоих примерах записана одна и та же мелодия: последовательно извлекаются натуральные флажолеты на XII ладу: сначала на 6-й струне, затем 3-й, потом на 2-й и, наконец, на 1-й струне.

Ромбиком обычно обозначается пальцевый флажолет. Медиаторный флажолет обозначается треугольником и надписью P.H.

В табулатурах номер лада, на котором берётся флажолет, обводится ромбиком. Т.е. рассмотренный выше пример в табулатурах будет выглядеть так:

Запись в табулатуре натуральных флажолетов на XII ладу

Обозначение натурального флажолета в табулатурах

Рисунок 13. Запись флажолетов на нотном стане и табулатуре

Запись натуральных флажолетов на VII ладу

Обозначение натурального флажолета на VII ладу

Рисунок 14. Запись натуральных флажолетов

Также возможна следующая нотная запись: ромбик указывает место, где палец касается струны. Нота, находящаяся на одном штиле с ромбиком, указывает истинное звучание флажолета. Надпись «Фл.» или «Harm.» можно опустить. Пример:

Натуральные флажолеты

Натуральные флажолеты

Рисунок 15. Ещё вариант записи флажолетов

На рисунке изображены два флажолета:

  • Первый флажолет. Берётся на 3-й струне (цифра в кружочке); ромбик указывает, что дотронуться до струны надо на VII ладу (ромбик на ноте «ре», которая на 3-й струне находится на 7-м ладу); нота на одном с ромбиком штиле показывает истинное звучание;
  • Второй флажолет. Берётся на 3-й струне; дотронуться надо на V ладу (см ромбик)
Нотная запись искусственных флажолетов

В советских изданиях пишут «Иск. флажолеты», в зарубежных — «A.H.» (artifical harmonic). Обозначается тремя нотами:

  • нижняя нота указывает ноту, где левая рука прижимает струну к грифу. Именно эта нота указывает длительность флажолета;
  • средняя нота (всегда в виде ромбика) указывает место, где палец правой руки должен коснуться струны;
  • верхняя нота показывает истинное звучание флажолета. Нота может быть нарисована маленькой.

Такой вид записи наиболее универсален. Помимо гитары есть ещё и другие струнные инструменты, на которых тоже красиво звучат флажолеты.

Рассмотрим пример такой записи:

Обозначение искусственного флажолета

Обозначение искусственного флажолета

Рисунок 16. Запись искусственных флажолетов

  • Нижняя нота. Это нота «ля». Левой рукой прижимаем 3-ю струну на II ладу.
  • Средняя нота. Нота «ми», обозначена ромбиком. Указательным пальцем правой руки слегка дотрагиваемся до 3-й струны на IX ладу (нота «ми»). И извлекаем звук либо средним, либо безымянным пальцем правой руки.
  • Верхняя ноты. Нота «ми». Именно её мы слышим.

Замечание. Мы извлекли флажолет на 3-й струне. У вас может возникнуть вопрос: почему именно на 3-й? Ответ простой: не важно, на какой струне. Важны сами ноты. Только ноты. Например, можно извлечь этот же флажолет на 4-й струне: левой рукой прижмите струну к VII ладу (нота «ля»); коснитесь указательным пальцем правой руки XIV ладу (нота «ми», указанная ромбиком); извлеките звук. Он будет идентичен тому, что вы слышали на 3-й струне. Обязательно попробуйте сами извлечь этот флажолет на обеих струнах. Кстати, натуральный флажолет на 1-й струне XII ладу даст точно такую же ноту.

Ещё один вариант записи:

Искусственные флажолеты

обозначение искусственных флажолетов

Рисунок 17. Ещё один вариант записи флажолетов

Цифра 6 в кружочке указывает, что флажолеты извлекаются на 6-й струне. Римскими цифрами сверху указаны номера ладов, на которых надо извлечь флажолет (правой рукой), а арабские цифры рядом с нотой показывают лад, на котором надо прижать струну (левой рукой). В данном примере:

  • Первый флажолет извлекается на открытой 6-й струне;
  • Второй флажолет. Левая рука прижимает 6-ю струну на I ладу. Правая рука извлекает искусственный флажолет на XIII ладу;
  • Третий флажолет. Левая рука прижимает 6-ю струну на II ладу. Правая рука извлекает искусственный флажолет на XIV ладу;
  • Четвёртый флажолет. Левая рука прижимает 6-ю струну на III ладу. Правая рука извлекает искусственный флажолет на XV ладу.

В табулатурах обычно пишут номер лада, на котором струна прижата левой рукой. А флажолет берут на 12 ладов выше (получая первый обертон). Номер лада обводят ромбиком по аналогии с натуральным флажолетом.

Нотная запись сложных флажолетов

Запись сложных флажолетов мы рассмотрели ранее, поэтому просто повторим: сложные флажолеты извлекаются также, как искусственные. В нотной записи они обозначаются аналогично. Надпись «Искусственные флажолеты» изменяется на «Сложные флажолеты»:

Сложные флажолеты

Сложные флажолеты

Рисунок 18. Запись сложных флажолетов

Замечание. Несмотря на то, что самые основные и распространённые способы записи флажолетов мы рассмотрели, вы можете встретить и другие способы.

Вместо заключения

В данной статье мы рассмотрели флажолеты на примере шестиструнной гитары стандартного строя, коснулись распространённых способов извлечения флажолетов. Есть множество других способов исполнения и нюансов. Например, попробуйте во время извлечения натурального флажолета дёрнуть струну не справа от места касания струны, а слева — вы также получите флажолет.

Кстати, во время звучания флажолета, посмотрите внимательно на струну. Вы увидите те колебания, которые видели на наших картинках. По крайней мере, колебания довольно хорошо видно при извлечении натурального флажолета на XII ладу.

Кроме гитары есть ещё и другие струнные инструменты, у которых есть свои способы извлечения флажолетов. На скрипке, например, можно как пальцем правой руки взять флажолет, так и смычком. А смычком, кстати, тоже далеко не один способ.

Основное направление нашего сайта — теория, поэтому мы более подробно остановились на колебаниях, на обертонах, на нотной записи. А способы извлечения флажолетов на вашем инструменте (гитара, скрипка и т.д.) всё-таки лучше изучать с преподавателем. Как показывает опыт нашего сайта, у изучающих довольно часто возникают вопросы, которые просто невозможно предугадать заранее. В этом случае мы корректируем материал. А у преподавателя вы сможете сразу получить ответ на свой вопрос.